Выставка лаковой миниатюры «Лаки – достояние России»

Описание:

22 октября в 14.00 в Историко-мемориальном центре-музее И.А.Гончарова  (ул. Ленина, 134/20) состоится открытие выставки лаковой миниатюры «Лаки – достояние России» из собрания Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (г. Москва). 

 Выставка является первым этапом программы «Достояние России: традиции для будущего», разработанной ВМДПНИ совместно с Министерством культуры Российской Федерации на 2014-2018 гг., призванной привлечь внимание к отечественной истории и культуре, к народным промыслам, которыми славится наша страна.

На выставке представлено более 80 работ мастеров четырех крупнейших центров лаковой миниатюры в России: Федоскино, Мстёра, Хóлуй и Палех. Среди них различные шкатулки, пластины, ларцы, пеналы, панно. Для выставки подобраны работы, которые демонстрируют основные мотивы этих центров. 

Русская лаковая миниатюра появилась в России с петровских времен, творчески восприняв восточный и европейский опыт лаковой живописи, обогатила его национальным своеобразием, совершенствованием технических и художественных приемов.

Началом истории русских лаков принято считать основание лакирной мануфактуры Петра Коробова в конце XVIII века и его преемников Лукутиных, рядом с которыми развивались мастерские Вишняковых в течение всего XIX века. В основе изделий этих мастерских были свободные копии русских и зарубежных художников, а исполнителями – бывшие крестьяне. Они-то и привносили в создаваемые произведения свое мировоззрение, органичное фольклорное мышление. Лукутинские и вишняковские изделия успешно конкурировали на мировом рынке с зарубежными лаковыми изделиям. После закрытия Лукутиными в начале ХХ века своей фабрики, бывшие лукутинские и вишняковские мастера объединились в Федоскинскую трудовую артель и под именем федоскинских лаков успешно существуют по сегодняшний день.

Бывшие иконописные центры Владимиро-Суздальских земель после революции 1917 года и запрета на занятие иконописью, по примеру Федоскино, создают лаковую миниатюру, исходя из стилистических особенностей каждого центра. 

Палех – более графичный, с изящной прописью золотыми линиями всех объемов человеческих фигур, архитектуры, пейзажа, что придает палехским миниатюрам особое сакральное звучание. Во Мстёре и Хóлуе развито более живописное начало. Мстёра взяла из своей иконописной традиции красивые цветные пейзажные фоны. Хóлуйский стиль миниатюрной живописи сложился позднее, он ближе к мстёрской миниатюре, но фонами миниатюр стала опоэтизированная природа среднерусской полосы. Холуйские и мстёрские миниатюры ближе по содержанию к народному лубку.

Организаторы выставки русской лаковой миниатюры, завоевавшей всемирное признание и прославившей Россию за рубежом, уверены, что она станет отличным подарком для ульяновцев в Год культуры в Российской Федерации.

424